Линия судьбы. Ирина Борисовна Чижова
Размышления о творчестве Александра Романычева/
Для каждого художника самое важное - найти свою тему, свое сокровенное* Побывав на выставке Александра Романычева летом 1986 года в Академии Художеств, сразу можно заметить - такая тема у него есть.. И ее можно назвать совершенно определенно - восприятие жизни, как исторической памяти. Это память сына, отец которого защищал революцию, память патриота, прошедшего трудными дорогами войны и потерь. и неотделима от этой памяти прошлого сегодняшняя тревога за будущее поколение.
В 1977 году он написал большую картину "Отец и мать.1918 год", в которой высказал не только горячий интерес к героической истории страны, но и личную к ней сопричастность.
Историческая память… Она воспитывала, закаляла, учила любить родную землю. Ее хранили в семье, в рассказах отца , в воспоминаниях матери. И эта важная основа биографии Романычева имела продолжение в Великой Отечественной войне . Он окончил Военно-морское авиационное училище и был военно-морским летчиком до 1947 года. И люди, которых будет писать художник, закончивший в 1954 году Академию Художеств в Ленинграде, те, что ощущали себя в потоке истории, чувствовали себя кровной частицей своего народа. /"Солдаты* Л967г./,"Победители"/1970г./ и другие картины на военную тему*/*
Но есть у войны и послевоенные потери .Солдат, вернувшийся домой и не нашедший своих близких, потерявший свой дом. Это была трагедия первых послевоенных лет и художник не мог пройти мимо этой темы. Она появляется в начале его творческого пути “Отчий дом"/1964г./ и продолжается до сих пор. Только с годами становится лаконичнее, суровее, и оттого еще более щемящей становится боль утраты. В картине "Крыльцо* /1980г./ -заколоченная дверь, на ступеньки брошена шинель, фуражка,
Наша жизнь проходила в постоянном дружеском и творческом общении. Многолетнее совместное преподавание в Институте Репина дает мне возможность судить о незаурядном педагогическом таланте Романычева. Он умеет найти индивидуальный подход к ученикам, определить и выявить особенности дарования каждого студента, помочь ему найти себя, развить именно ему присущие качества, обрести и веру в себя”.
Народный художник России Романычев начал преподавательскую деятельность с 1955 года, а в настоящее время он профессор кафедры живописи и композиции. Поэтому понятно его стремление изображать человека творческого труда. Так вдохновенно трудится у мольберта художник Никита Медовиков/1977г«/ Углубилась в чтение рукописей искусствовед Ирина Воманычева/1972г./,жена и верный друг художника»
Есть у него и необычная картина -"Чистый холст .Раздумье художника. "/1975г./.Это произведение рассказывает о нелегкой профессии художника, о муках творчества. Чистый холст тревожит, но палитра, приготовленная для работеы, обнадеживает, внушает уверенность в том, что художнику есть ,что сказать людям. Не случайно, у его картин зритель испытывает трепет души и мысли.
Не есть ли это характернейшая особенность творчества Романычева - оставаясь современным и конкретным, вместе с тем дающим широкий простор раздумьям зрителя.
Художник верен своей теме, теме памяти народной. Секрет успеха его живописи, скорее всего, в том, что линия его судьбы тесно сошлась с судьбой его поколения.
Чижова Ирина Борисовна, канд. иск. 20/Х-1986г.